Воспитание
Воспитательная работа является важнейшей составной частью образовательного процесса в Щекинском СУВУ. Показатели реабилитации подростков в девиантным поведением напрямую зависят от успешности функционирования воспитательной системы учреждения.Ключевая идея организации работы с несовершеннолетними в Щекинском специальном учебно-воспитательном учреждении: погружение подростка в единое созидательное воспитательно - реабилитационное пространство посредством:- создания «поля возможностей» личности, индивидуального и социального пространства, помогающего развить скрытые возможности ребенка с использованием возможностей:трудового воспитания, предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации,системы общего и профессионального образования/обучения,вовлечения подростков в систему дополнительного образования, которое рассматривается как один из способов конструктивной самореализации в социуме (в том числе, когда хобби становится любимой работой);участия в деятельности позитивных молодежных общественных объединений, движений, групп – волонтерского движения, объединениях военно-патриотической и спортивной направленности, конкурсно - фестивальном движении; вовлечения подростков в реализуемые в учреждении и за его пределами социальные проекты (кратковременные, долгосрочные) для формирования духовно-нравственных ценностей и гражданского самосознания, правовой культуры, чувства патриотизма, профессионального самоопределения; участия обучающихся в экскурсионно – образовательных поездках в музеи, театры, посещении объектов культурного наследия России; проведения совместных мероприятий с работниками правоохранительных органов;- создания условий для снижения агрессии, напряженности в среде обучающихся путем внедрения в реабилитационный процесс медиативных технологий с целью профилактики и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций,- организации эффективного психолого-педагогического сопровождения подростка, в том числе, в период постинтернатной адаптации;- восстановления утраченных связей с семьей, социальными институтами.
Комплексная программа воспитания «Формула успеха – труд по призванию» представляет собой систему из целевых подпрограмм:
«Я – гражданин России» (гражданское, правовое воспитание);
«Честь и достоинство» (патриотическое воспитание);
«Ответственное родительство»;«Социальная активность»;
«Я и мир» (духовно- нравственное воспитание);
«Труд по призванию» (трудовое воспитание, профессиональная ориентация);
«Мир и гармония» (эстетическое воспитание);
«Азбука здоровья» (физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия);
«Хочу все знать»;
«Цифровое будущее» (ценности научного познания);
«Саморазвитие личности» (социально – психологическое сопровождение);
«Дорога в будущее» (дополнительное образование);
«Зеленая планета» (экологическое воспитание).
Воспитательная система имеет следующие особенности.
1. Направленность воспитательной работы на самовоспитание и самосовершенствование обучающихся, обеспечение перехода от воспитания к самовоспитанию, саморазвитию и как следствие, конструктивной самореализации в социуме. Основными средствами перехода от воспитания к самореализации являются мотивация и деятельность: (учебно-познавательная, профессионально-трудовая, профориентационная, социально-значимая, в том числе волонтерская, творческая, спортивно-оздоровительная, внеурочная.
2. Необходимость создания системообразующей основы и теоретико-методологической базы воспитательного процесса для обеспечения процесса самопознания.
3. Сущность воспитания составляет саморазвитие личности, создание подростком разностороннего положительного образа своего Я, осознание им своих способностей и возможностей, формирование индивидуальности, уверенности.
4. Дополнительное образование рассматривается как практика удовлетворения потребностей саморазвития (самопознания, самовыражения, самоутверждения, самоопределения, самореализации) подростка в положительной деятельности и поступках.
5. Учебная, учебно-производственная деятельность рассматривается как часть воспитания в широком смысле, которая формирует интеллектуальную сферу обучающихся, представляет самоопределение и самореализацию в области будущей профессиональной деятельности.
6. Необходимость формирования у обучающихся «жизнеустойчивости», как способности противостоять негативному влиянию окружающей социальной средыМодель воспитания ориентирована на успех обучающегося в пространстве социального окружения. Этот успех опирается на выявление и поддержку внутренних мотивов развития и индивидуальных способностей ребенка, их профессиональное воплощение в самостоятельной деятельности, обеспечивающей высокие результаты, признанные в современном обществе.